Продукция автозавода военных лет. Автомобиль ГАЗ-67 Б
Производство снарядов для реакитивного миномета БМ-31 Катюша 1943 г.
Разрушенные литейные цеха ГАЗ. 1943 г.
Разрушенный цех №8 новокузовного корпуса 1943 г.
Восстановление Главного конвейер после бомбежки 1943 г.
22 июня 1941 года. В этот день на Горьковском автозаводе царила праздничная атмосфера: накануне с конвейера сошёл миллионный мотор. Субботние газеты вышли с громкими заголовками: «Есть миллионный мотор!» Люди отдыхали на пляже в Стригино, кто‑то отправился на Советскую площадь (так называлась площадь Минина и Пожарского) на старт мотопробега в честь знаменитого лётчика Валерия Чкалова. Нарядные выпускники школ вливались в праздничную толпу. 22 июня в полдень из всех радиоприёмников города прозвучало объявление народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова о нападении Германии — война изменила всё.
В рекордные сроки завод перестроился на выпуск военной продукции: полуторки ГАЗ‑АА, лёгкие манёвренные танки Т‑60 и Т‑70, самоходные установки, артиллерийские орудия, миномёты, мины, снаряды для «Катюш» и артиллерии, авиационные моторы, аэросани, мотоциклы и коляски к ним, взрыватели к авиабомбам. Но главной продукцией завода оставались полуторки и танки. В военное время понадобились машины повышенной проходимости. Работу над ними возглавил талантливый конструктор Виталий Грачёв. Под его руководством появились ГАЗ‑61, ГАЗ‑64 и ГАЗ‑67 — эти автомобили легко преодолевали песок, грязь, водные преграды и даже взбирались по лестнице! На таких машинах передвигались маршалы Рокоссовский, Жуков и Конев. Высоко ценили на фронте и в тылу бронеавтомобили ГАЗ, которые по проходимости и надёжности превосходили многие западные аналоги.
Это же относилось и к бронеавтомобилям БА‑64 и его модификации (БА‑64Б). Лёгкие, простые в эксплуатации и ремонте, они были универсальны: их устанавливали даже на рельсы, оснащали крупнокалиберным пулемётом для борьбы с самолётами на малых высотах. В зимних боях использовались модели с лыжно‑гусеничным движителем.
Однако за свой героический труд Горьковский автозавод заплатил высокую цену. Очень быстро он стал одной из главных целей немецких бомбардировщиков. Самыми жестокими были бомбардировки 1943 года: только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Всего было совершено 645 вылетов. Почти полностью были разрушены 50 заводских корпусов, уничтожен конвейер, но работа завода продолжалась одновременно с восстановлением производства. 35 тысяч ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18−19 часов в сутки, сумели восстановить завод за 100 дней и ночей.
2. Полуторка ГАЗ АА
На фото:
ГАЗ-АА на конвейере
Полуторка на дороге жизни
ГАЗ-АА — легендарный автомобиль, который стал частью великой истории страны. «Полуторка» — первый автомобиль Горьковского автозавода, сошедший с конвейера в январе 1932 года. Такое народное прозвище машина получила благодаря грузоподъёмности — полторы тонны. Уже к 20 июня 1941 года автопарк Красной армии насчитывал 151 100 таких машин. Благодаря газовскими специалистами, которые внесли изменения в конструкцию, «полуторка» была удивительно простой в использовании и ремонте — это оказалось неоценимым качеством для фронта.
Фронт требовал всё больше грузовиков. Чтобы ускорить производство и удешевить автомобиль, инженеры убрали всё лишнее. Крышу заменяли брезентом, двери — простыми шторками. Отказались от одной фары и даже от передних тормозов. Вместо штампованных крыльев сложной конфигурации ставили гнутые, простой Г-образной формы. Кузов открывался лишь с одной стороны, сиденья были деревянными.
За годы производства «полуторка» пережила десятки модификаций. Существовал даже вариант с газогенератором, который работал на любом доступном топливе. Керосин шёл для танков и самолётов, а «полуторка» могла ехать на дровах или угле.
Именно эта машина — верный помощник на фронте и в тылу — стала таким же символом Победы, как танк Т-34 или «Катюша». А ещё — символом жизни блокадного Ленинграда, обеспечивая связь осаждённого города с внешним миром по дороге жизни Ладожского озера. ГАЗ-АА был единственным грузовиком, вес которого выдерживал лёд Ладоги. Автомобили нещадно обстреливались, каждая третья машина уходила под лёд. Полуторка стала самым массовым автомобилем войны и тыла. Она участвовала в восстановлении народного хозяйства, её можно было встретить вплоть до конца 1960-х годов.
3. Нижегородский автомеханический техникум
На фото:
Выпуск 1942 года с преподавателями. В ряду преподавателей крайний слева — Ф. А. Бобаков, директор, погибший в 1943 году.
Пожар ГАМТ. Иллюстрация из дневника И.И. Пермовского
Нижегородский автомеханический техникум — одно из старейших учебных заведений России, специализирующееся на подготовке профессионалов среднего звена для автомобильной и других отраслей промышленности. В годы Великой Отечественной войны техникум жил жизнью всей страны: здесь наладили ускоренное обучение и переподготовку специалистов для нужд военного производства. Были организованы курсы по ремонту танковых двигателей, сварочным технологиям с применением дефицитных материалов и работе с новым оборудованием.
Вспоминаем преподавателей и выпускников Горьковского автомеханического техникума — героев Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Преподаватель физического воспитания С. А. Войчук прошёл боевой путь от Витебска до стен Кёнигсберга. Добровольцем ушёл на фронт В. Е. Рыженков. Под Сталинградом сражались преподаватели С. А. Шибаев и А. Г. Силантьев. Преподаватель И. У. Матвеев, чьи лекции по литературе студенты слушали с таким интересом, с каким дети слушают сказки, вернулся в звании полковника. Он участвовал в штурме Рейхстага. Выпускник техникума Александр Хоменко в 1943 году повторил подвиг Николая Гастелло: направил свой горящий штурмовик на фашистскую зенитную батарею и был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. Михаил Наумович Бронштейн прошёл всю войну и был дважды ранен. Более 30 лет он проработал на Горьковском автозаводе начальником управления смежных производств.
Герой Советского Союза А. И. Лебедев учился в техникуме с 1937 по 1940 год. К январю 1945 года командир эскадрильи штурмового авиаполка гвардии капитан Лебедев совершил 82 успешных боевых вылета на самолёте Ил-2, участвовал в 11 воздушных боях и сбил 4 вражеских самолёта.
В октябре 1941 года все студенты и преподаватели, не ушедшие на фронт, были направлены на строительство Горьковского рубежа обороны в район Павлова. Во время авианалётов в ноябре 1941 года здание техникума сгорело дотла. Директор поднял вопрос о закрытии учебного заведения до лучших времён. Однако студенты и преподаватели продолжили обучение, несмотря на то что занятия приходилось проводить в общежитиях, гостинице, школах и даже в бараках.
Во время страшных налётов на Горьковский автозавод в июне 1943 года на боевом посту погиб директор техникума Фома Александрович Бобаков, который руководил техникумом с 1942 года и был начальником местной противовоздушной обороны.
В 1944 году техникуму выделили два этажа в здании автозаводской школы № 2 (современный адрес: ул. Фучика, 2, сейчас там находится вечерняя школа № 30). Там ГАМТ быстро наладил учебный процесс и начал постепенно восстанавливать свою базу. Вернуться в прежнее здание студентам и преподавателям удалось лишь спустя три года, в 1947 году.
4. Парк Славы
На фото: У Вечного огня 1980 г.
Одно из самых памятных мест Автозаводского района — Парк Славы. Здесь 9 мая 1980 года, в день 35-летия Победы, был открыт Монумент Славы с Вечным огнём. Автор монумента – московский архитектор Ю. Н. Воскресенский.
Выбор места неслучаен. В годы войны здесь располагался лесопитомник и бараки для эвакуированных. В ноябре 1941 года немецкая бомба прямым попаданием уничтожила автобус с беженцами, в котором было много детей, другая бомба угодила в жилой барак. Погибших захоронили здесь же в братской могиле. Сегодня её точное местоположение неизвестно, но весь парк стал символом памяти и скорби о жертвах войны.
Над возведением монумента трудилось в общей сложности около тысячи человек. Самым сложным оказалось обустроить холм, на котором возвышается памятник. Его насыпали два раза, но он упорно оползал. Тогда его укрепили металлической сеткой и дерном. Многие элементы монумента изготовлены на Горьковском автозаводе: бронзовая чаша Вечного огня, листовые знамена и другие детали. Два флага на памятнике символизируют единство трудового и военного подвигов , общий вклад всех советских людей в победу над немецко-фашистскими захватчиками.
5. Памятник танку Т-70
На фото:
Продукция автозавода. Легкий танк Т-70. 1944г.
А.А.Липгарт (слева) и Н.А.Астров( справа) на испытании танков
Уже осенью 1941 года Горьковский автозавод становится головным танковым заводом страны. И это при том, что конструкторской базы для танкового производства здесь до этого не было! Из Москвы сюда командируют опытного конструктора Николая Астрова с заданием в кратчайшие сроки развернуть производство лёгких танков Т-60 и Т-70.
У Астрова нет времени ждать отправки документов и чертежей, и он выезжает в Горький прямо на танке, а в конструкторском отделе появляется в танкистском шлеме, чем сразу вызывает уважение коллег. В кабинете главного конструктора Астров вручает главному конструктору завода Андрею Липгарту пакет с приказом о своём назначении на должность заместителя главного конструктора Горьковского автозавода по танкам.
Всего за 9 дней было перестроено оборудование — и в начале октября 1941 года первые Т-60 прошли испытания на полигоне, были признаны пригодными и отправлены на фронт. Боевое крещение они приняли в битве за Москву. А в конструкторско-экспериментальном отделе автозавода Липгарт и Астров уже разрабатывали новую бронемашину — лёгкий танк Т-70. В отличие от Т-60, у него была более толстая броня, мощнее вооружение и сразу два автомобильных двигателя, что делало его быстрым и манёвренным. Эти танки сопровождали пехоту, уничтожали доты и дзоты. Немцы прозвали их «саранчой» за подвижность и неуловимость.
Именно Т-70 и созданные на его базе самоходки СУ-76 обеспечили победу Красной армии в битве под Москвой, сражались на Синявинских болотах при снятии блокады Ленинграда, участвовали в других сражениях.
6. Аллея героев
На фото:
Бригада В.Ф. Шубина — инициатора движения «Фронтовые бригады»
Первые женщины кузнецы автозавода А.Горбунова и А.Мельникова
Подросток Леша Елов работает на сварке танковой брони
Стахановец Иосиф Крацер
Женская бригада кузнецов автозавода 1941г.
Стахановец Леша Пичугин, воспитанник РУ №1, работает на 3-х станках
Перевод Горьковского автозавода на военные рельсы требовал от людей колоссального напряжения. Мужчины уходили на фронт, а у станков их заменяли женщины и подростки. Вчерашние домохозяйки (до войны примерно 40% женщин в СССР занимались домашним хозяйством) осваивали абсолютно новые, традиционно мужские профессии.
Шестнадцатилетний Лёша Елов устроился электросварщиком в цех танков и самоходок и работал наравне со взрослыми, ночуя у станка. Однажды зимой 1944 года в цех въехал поезд с промёрзшими корпусами танков для ремонта. Всем пришлось работать сварочными аппаратами внутри ледяной брони. Взрослые не выдержали — почти вся бригада в один день не вышла на работу: кто-то слёг с воспалением лёгких, кто-то обессилел от голода. И тогда Лёша один выполнил четыре нормы за смену. Его личный рекорд — 536% производственного норматива!
В военные годы на заводе развернулось движение ударников производства — «многостаночники». «двухсотники», «трёхсотники» и «тысячники» перевыполняли нормы в два, три и даже в десять раз. Настоящей легендой стал слесарь-инструментальщик Василий Шубин. Летом 1941 года он призвал: «Давайте работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». Его бригада перевыполняла нормы в три-четыре раза, а сам Шубин выдавал 450% дневного задания. Его личный рекорд — 25 норм за одну смену! На дополнительно заработанные деньги бригада приобрела автомобиль для армии и передала его в часть, где служил брат Шубина. Всего они заработали около миллиона рублей сверхурочно.
Для поднятия боевого духа в главной газете страны «Правда» освещались трудовые успехи передовиков производства, фиксировались рекорды стахановцев, рабочие бросали вызовы своим товарищам и высмеивали уклоняющихся от работ.
7. Памятник Алексею Поющеву
На фото: Алексей Поющев
После окончания школы № 19 (ныне № 126) Алексей Поющев был призван в армию и направлен в лётное училище в город Энгельс. Воевал на Брянском и 2-м Белорусском фронтах, участвовал в сражениях на Курской дуге, освобождал Белоруссию и Прибалтику. К сентябрю 1944 года им было совершено 93 боевых вылета, из них в 53 он был ведущим группы.
В марте 1944 года он атаковал большое скопление вражеской техники. В этом бою самолёт был подбит. Двое суток Алексей вместе с радистом выбирались к своим, но он вернулся в строй! Вскоре Поющев совершил ещё несколько боевых вылетов: уничтожил 20 цистерн с горючим, разбомбил вражеский эшелон с техникой и мост через реку Ревна. Слава о молодом командире эскадрильи гремела по всему фронту. Ему был всего 21 год. 7 сентября Алексей Поющев был представлен к награде — званию Героя Советского Союза. Но получить Звезду Героя не успел. На улице его имени установлен памятник герою.
8. Универмаг
На фото: Автозаводский универмаг. 1938 г. Фото Н. Добровольского
Универмаг — один из интереснейших образцов архитектуры 1930-х годов и центральная точка Автозаводского района. Здание было построено в 1934–1938 годах по проекту московского архитектора Льва Моисеевича Наппельбаума.
В период Великой Отечественной войны ситуация с обеспечением населения товарами первой необходимости стала крайне сложной. Уже в сентябре 1941 года были введены карточки на хлеб:
рабочим — 800 граммов в день;
служащим — 500 граммов;
детям и иждивенцам — 400 граммов.
За этими нормами приходилось выстаивать длинные очереди, в которых обычно стояли старики и дети. В городе появились дистрофики, которым по рецепту врача выдавали дополнительные порции: суп из рыбной крупы, соевое суфле с запахом, маскируемым ванилином, и дополнительные 50 граммов хлеба.
Из-за перевода промышленности на военные рельсы купить новую одежду стало практически невозможно. Люди носили старую, самодельную, а после войны — трофейную одежду и обувь. Можно было увидеть детей в пилотках или танкистских шлемах вместо шапок, а также прохожих в сапогах с металлическими набойками на пятках.
В 1942 году при универмаге параллельно с торговлей был организован промкомбинат. Он занимался производством швейных изделий, обуви, головных уборов, галантереи, детских игрушек и других бытовых товаров, которых так не хватало в годы войны.
9. Поликлиника № 37
На фото: Скульптура на воротах поликлиники
Поликлиника №37 была построена в 1933 году. Планировочная структура здания была основана на чётком многофункциональном зонировании.
В её состав входили:
терапевтическое отделение;
детская консультация;
санитарно-бактериологическая и клиническая лаборатории;
отделение скорой помощи;
женская консультация;
хирургическое отделение;
аптека;
воинское отделение;
хозяйственная часть.
Архитекторы разработали такую конфигурацию здания, при которой солнечный свет равномерно распределялся по всем помещениям в течение всего дня. Благодаря этому решению каждый кабинет получал достаточное освещение, а один из внутренних дворов оставался постоянно солнечным, что существенно способствовало процессу выздоровления пациентов.
Во время Великой Отечественной войны одно из крыльев здания было разрушено в результате бомбёжек. После этого первоначальный облик поликлиники частично изменился.
10. Дома первой очереди Соцгорода
На фото:
Строительство первых домов Соцгорода 1930-31г.
Общий вид проспекта им. Молотова. 1935г.
Соцгород — это уникальная территория, созданная специально для рабочих и инженеров ГАЗа, а также их семей. Здесь была продумана каждая деталь: промышленная зона, зелёные массивы, бытовая инфраструктура с фабрикой-кухней, хлебозаводом и универмагом, а также современные жилые кварталы. На проспекте Жданова в 1930-е годы появилась так называемая строчная застройка — первые жилые дома Соцгорода.
Однако идея создания города домов-коммун осталась лишь мечтой. 16 мая 1930 года вышло постановление ЦК ВКП (б), которое осудило форсированное внедрение нового социалистического быта. Правительство отказалось от концепции городов, полностью состоящих из жилых коммунальных комбинатов. Сегодня мы можем увидеть сохранившиеся образцы «строчной застройки» домов-коммун, которые стали памятником утопической мечте об общежитии счастливых трудящихся. Суровые испытания ждали жителей Соцгорода в военные годы. Поставки дров сократились в 2,5 раза. В поисках топлива люди разбирали заборы, сараи и частично собственные дома. Серьёзные проблемы возникли с водоснабжением: замерзала канализация, а дворовые туалеты превращались в ледяные глыбы. В первую военную зиму не работали бани из-за отсутствия топлива.
Однако вскоре Горьковский комитет обороны наладил работу бань и санитарных пропускников, которые в народе называли «вшивобойниками». Каждый эвакуированный обязан был пройти санитарную обработку. Детей из школ и училищ каждые десять дней водили в бани. Им выдавали небольшой кусочек хозяйственного мыла, а всю одежду обрабатывали горячим воздухом для уничтожения вшей. Люди долго помнили неприятный запах после такой обработки.
11. Зенитная установка
На фото: Бойцы 784-го зенитно-артиллерийского полка.
Бомбардировки Горького длились с осени 1941 года до лета 1943 года. Самой разрушительной стала ночь с 4 на 5 июня 1943 года, когда Автозавод подвергся семи массированным атакам подряд.
Горьковский автозавод загорелся, словно гигантский факел. Из пятидесяти цехов уцелел лишь один, 9000 единиц оборудования было выведено из строя. Город активно защищался. На башнях Кремля установили зенитные орудия, аналогичные орудия появились на соборе Александра Невского на Стрелке. Для обороны мостов на воду спустили катера, которые при объявлении воздушной тревоги выпускали плотную дымовую завесу. В Автозаводском районе оборону держал 784-й зенитно-артиллерийский полк. Его командный пункт располагался именно в этом месте, где сейчас находится памятник «Зенитка». Батареи полка были размещены в разных точках, включая крышу Радиусного дома.
В полку служили зенитчицы — вчерашние школьницы из Краснодарского края. Они работали наводчиками, прибористами и шофёрами. Во время массированных налётов зенитные орудия раскалялись настолько, что в них невозможно было вставить снаряд. Тогда девушки набрасывали на стволы мокрые шинели, чтобы хоть немного охладить металл.
12. Школа № 126
На фото: Школа №19 (126). Выпускники 1938г.
В 1941 году в школе № 126 разместился призывной пункт, а в 1942—1943 годах — штаб 784-го зенитно-артиллерийского полка, который защищал Горьковский автозавод от налётов немецкой авиации. Зенитные орудия располагались на крыше соседнего радиусного дома и на территории парка.
В феврале 1943 года комитет комсомола и пионерская дружина школы № 19 обратились к ученикам и их родителям с призывом собирать металлолом на постройку танка. На собранные средства были построены танк и бронеавтомобиль, которые получили имена «Автозаводский школьник». В последний день февраля перед зданием школы состоялся митинг, в котором приняли участие все ученики школы и приехавшие с фронта два бойца и командир. Они выразили благодарность всем автозаводским школьникам, особенно учащимся школы № 19 — инициаторам сбора металлолома.
В самом начале войны 148 выпускников и её директор Матвей Абрамович Лещинский ушли на фронт. Большинство ребят не вернулось. Из стен школы вышли три будущих Героя Советского Союза: лётчик Алексей Поющев, погибший в бою при освобождении Латвии 22 сентября 1944 года; командир танка Т-34 Степан Крайнов и генерал-майор Юрий Онусайтис, который, будучи раненым при форсировании реки Неман, продолжал вести бой. Их подвигам посвящены мемориальные доски на здании школы, а также обелиск во дворе школы, установленный в 1970 году.
13. Радиусный дом
На фото: Радиусный дом. Конец 1940‑х — начало 1950‑х.
Одно из самых необычных зданий Автозаводского района — Радиусный дом, который входит в комплекс зданий квартала № 8. Его можно смело назвать архитектурной визитной карточкой Соцгорода. Построенный в 1937 году на проспекте Жданова, он сразу привлек внимание своим необычным полукруглым фасадом. Дом задумывался не просто как жильё. Это был целый комплекс, где располагались квартиры для рабочих и инженеров, а также общественные пространства, — архитекторы называли его школой новой культуры быта. В 30-е годы здесь кипела жизнь: рядом открывались магазины, учреждения, фабрика-кухня. Всё это было частью большого замысла — сделать быт заводчан удобным и современным.
Но война изменила привычный уклад. Радиусный дом оказался в эпицентре жестоких бомбардировок. Жильцы во время налётов спускались в подвал, который служил бомбоубежищем. Фасад здания сильно пострадал во время бомбёжек, зиял пустыми глазницами оконных проектом. Тем не менее, дом выстоял. Радиусный дом — был одним из самых высоких строений в Автозаводском районе. Именно поэтому во время войны на крыше радиусного дома были поставлены зенитные установки, защищавшие автозавод от многочисленных налетов немецкой авиации. Тяжелые железные станины от зениток были убраны с крыши лишь в 1998 году.
14. Памятник ГАЗ М-20 «Победа»
На фото: Первый опытный образец М-20 «Победа». Фото Н. Добровольского
Создание автомобиля «Победа» неразрывно связано с периодом послевоенного возрождения страны. В самые тяжёлые для автозавода времена инженеры и конструкторы продолжали разработку легкового автомобиля мирного времени.
Это первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупно серийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.
В 1944 году был готов первый прототип ГАЗ М-20. Специалисты снова и снова проводили испытания и доработки — модель должна была быть не только технологичной, но и обладать впечатляющим дизайном. Первым делом перемены коснулись переднего крыла: инженеры приняли решение изменить кривизну постоянного радиуса, так как с разных точек обзора оно казалось вогнутым.
Летом 1945 года, когда Великая Отечественная война только завершилась, новый автомобиль представлен высшему руководству страны в Москве. 28 июня 1946 года началось серийное производство «Победы». За всё время выпуска было произведено более 241 тысячи автомобилей различных модификаций. Среди них особое место занимали 14,2 тысячи кабриолетов и 37,5 тысячи такси, которые стали неотъемлемой частью городского пейзажа того времени.
15. Лицей № 36
На фото: Мужская средняя школа №36 1950-е. Фото Н. Добровольского
Самая первая школа в районе сейчас называется Лицей № 36. Само здание построено в 1937 году, а учебное заведение действовало с 1931 года, располагаясь в двух деревянных бараках с печным отоплением и скамейками вместо парт. В 1932 году было построено трёхэтажное здание, в котором разместились школа-десятилетка и фабрично-заводское училище.
С мая 1932 года и последующие 36 лет директором первой школы работал Сергей Иванович Прохоров. В годы Великой Отечественной войны в здании лицея размещались три военных госпиталя (№ 2821, № 2873 и № 5813), а школьников отселили в бараки.
В ноябре 1942 года, несмотря на бронь, директор школы написал заявление и ушёл добровольцем на фронт. Ученики и женщины-учителя работали на строительстве оборонных сооружений, выезжали на сельхозработы и заготовку овощей, ухаживали за ранеными. Во время войны в школе ввели раздельное обучение мальчиков и девочек.
После войны здесь снова директорствовал вернувшийся живым и невредимым Сергей Иванович Прохоров. Школа потеряла почти всех учеников, выпущенных с 1935 по 1943 годы. В память о них на фасаде установлена мемориальная доска, а в 2005 году высажена аллея из голубых елей.
В 1937 году по проекту архитектора М. Любофеева был построен квартал, позже названный Жёлтым Бусыгинским. Это квартал жилых зданий, объединённых единым цветом и архитектурно оформленными въездами во двор. Во время Великой Отечественной войны двор Жёлтого Бусыгинского квартала, как и многие дворы Автозаводского района, превратился в настоящие огороды. Из экономии картошку высаживали особым способом: разрезали клубни на части так, чтобы в каждой оставался глазок — будущий росток.
Осенью завод даже выделял рабочим выходной, чтобы они могли выкопать урожай. В такие дни улицы района наполнялись телегами, гружёнными мешками картошки. В апреле 1942 года специальным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) рабочим и служащим разрешили использовать пустующие земли под индивидуальные огороды. Уже в 1943 году в Горьковской области насчитывалось 358 610 рабочих семей, имевших такие участки[1].
Основными культурами были картофель и морковь. Под огороды в районе было занято 1063 гектара в 1943 году и 1296 гектаров в 1944 году[2]. Значение огородничества было настолько велико, что 19 сентября 1943 года Горьковский автозавод объявил выходной день для проведения уборочных работ. Как писал в дневнике В. А. Лапшин: «Теперь вся квартира завалена картофелем. В большой комнате картофель, в коридоре картофель, в ванной — картофель». «Сплошь и рядом сажали картошку, у всех был небольшой кусочек земли, где можно было высадить картошку. У меня был участок около старого аэропорта — везде было засажено картошкой, до Оки везде картошка!» — вспоминала жительница Автозаводского района Надежда Михайловна Манилова (1924 года рождения). Тем, кому не хватало земли во дворах, выделяли участки за городом — по две сотки целины на человека. Дети войны вспоминали, как их отцы после 16–18-часовой смены на заводе приходили домой, брали лопату и отправлялись вскапывать огород.
[1] Серебрянская Г. В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х — первой половине 40-х годов ХХ века. Н. Новгород, 2003. С. 314. [2] Гордин А. А. Горьковский автомобильный завод. История и современность. 1932–2012. С. 155.
17. Мемориальная доска И.К. Лоскутова
На фото: И.К. Лоскутов
Директором ГАЗа в годы войны был Иван Кузьмич Лоскутов. В 1934 году он был командирован на недавно построенный автозавод и всего через четыре года возглавил его. С началом войны Иван Кузьмич фактически переселился на завод, ночуя на раскладушке в своём кабинете.
Несмотря на острую нехватку рабочих рук, план 1941 года был перевыполнен на 106%. В 1942 году Лоскутова направили на повышение в Москву, но уже через год пришлось вернуть его для восстановления завода после разрушительных бомбардировок 1943 года, когда предприятие лежало в руинах. Именно под его руководством завод практически возродился из пепла, при этом ни на день не прекращая выпуск продукции.
За свой труд на ГАЗе Иван Кузьмич Лоскутов был награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Кутузова, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, «Знак Почёта» и множеством медалей.
18. Гимназия № 136
В сентябре 1941 года в школе № 30 (ныне гимназия № 136) работал эвакогоспиталь № 28/14 (с сентября 1943 года — № 58/14). Самые тяжёлые страницы в судьбе госпиталя вписали страшные бомбёжки 1943 года. На крыше школы медики кирпичами выложили красный крест, чтобы атакующие лётчики понимали, что здесь находится госпиталь, но это не спасло от бомбёжек. После каждой бомбёжки завода в госпиталь поступало столько тяжелораненых, что обувь в приёмном покое буквально прилипала к полу из-за крови.
Сами школы были переведены в деревянные бараки. Учёба шла в пять смен, в классах собиралось по 60−65 детей. Отопления практически не было: школьники кутались в прохудившуюся верхнюю одежду, дули на замерзающие на глазах чернила, а чернильницы уносили домой. Учебников не хватало, тетрадей тоже — писали на полях газет.
И всё же жизнь продолжалась. Дети устраивали концерты, оборудовали импровизированные сцены в сараях и бараках, читали стихи и пели.
Музей истории ГАЗ основан 10 октября 1965 года по инициативе ветеранов Горьковского автозавода. В 2022 году проведена реконструкция: в экспозиции появились интерактивные экраны с информацией, фотографиями и видео об автомобилях завода и их создателях.
В музее представлено более 40 автомобилей Горьковского автозавода, включая легендарную «полуторку», «Волгу», «Победу», ЗИМ, «Чайку», а также редкие прототипы и серийные модели «Газелей». Фондохранилище насчитывает 40 000 экспонатов — документы, масштабные модели автомобилей, книги, газеты и иные материалы, посвящённые становлению и развитию предприятия.
Музей организует экскурсии по экспозиции и Соцгороду с рассказом об истории завода, проводит профориентационные мероприятия для детей и ведёт фондовую работу.