Художник Виталий Калашников провел две лаборатории для учеников 105-й и 171-й школ, в рамках которых участники исследовали связи между коллективным и личным восприятием пространства.
Ребята обсуждали, как устроен город, район, их двор, а также размышляли, почему одно и то же место может ощущаться с кем-то совершенно по-разному, а с кем-то — очень похоже. Вместе с художником школьники гуляли по знакомым и незнакомым местам Автозавода и тренировали взгляд, внимание и память.
«Школьный орнамент» — совместное произведение учеников школы № 105 — это попытка «присвоения» пространства через практики уличного искусства.
Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare, имеющего двойное значение — «украшать» и «оснащать». Серая кирпичная кладка стен простой советской школы лаконична в своей брутальности. Ученики предложили новый дизайн. Каждый участник создал для «Школьного орнамента» собственный элемент, имеющий значение в первую очередь для него самого, но ставший частью общего целого. Получившийся орнамент наделяет школу языком — визуальным, эмоциональным, понятийным, который используют сами учащиеся. Он создает символическое присутствие внутреннего мира учеников и важных для них образов на внешних стенах школы.
Ученики 171-й школы работали над созданием ментальной карты, которая объединила бы урбанистическую реальность района с аффективными опытами его обитателей. Представленная на ментальной карте информация — своего рода выборка, слепок, отражающий взгляды школьников 11−13 лет на место, в котором они живут. Карта состоит из смонтированных вместе картографических зарисовок Северного поселка и всего Автозавода, сделанных ребятами весной 2024 года. Зарисовки создавались во время занятий, и каждый автор отметил самые значимые и наиболее посещаемые места. Метод коллажа позволил соединить эти «персональные пользовательские схемы» района между собой и получилось, что он состоит не только из зданий и улиц.