Лаборатория художника
ВИТАЛИЯ КАЛАШНИКОВА
Школы №105 и №171
Художник, занимающийся текстовым стрит-артом и городскими интервенциями.

Авторский стиль — лаконичные и остроумные надписи в публичном пространстве, комментирующие те или иные события, ситуации или состояния и предлагающие по-новому их осмыслить.

В своих высказываниях исследует границы искусства, тактического урбанизма и поэзии.
Художник Виталий Калашников провел две лаборатории для учеников 105-й и 171-й школ, в рамках которых участники исследовали связи между коллективным и личным восприятием пространства.

Ребята обсуждали, как устроен город, район, их двор, а также размышляли, почему одно и то же место может ощущаться с кем-то совершенно по-разному, а с кем-то — очень похоже. Вместе с художником школьники гуляли по знакомым и незнакомым местам Автозавода и тренировали взгляд, внимание и память.

«Школьный орнамент» — совместное произведение учеников школы № 105 — это попытка «присвоения» пространства через практики уличного искусства.

Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare, имеющего двойное значение — «украшать» и «оснащать». Серая кирпичная кладка стен простой советской школы лаконична в своей брутальности. Ученики предложили новый дизайн. Каждый участник создал для «Школьного орнамента» собственный элемент, имеющий значение в первую очередь для него самого, но ставший частью общего целого. Получившийся орнамент наделяет школу языком — визуальным, эмоциональным, понятийным, который используют сами учащиеся. Он создает символическое присутствие внутреннего мира учеников и важных для них образов на внешних стенах школы.

Ученики 171-й школы работали над созданием ментальной карты, которая объединила бы урбанистическую реальность района с аффективными опытами его обитателей. Представленная на ментальной карте информация — своего рода выборка, слепок, отражающий взгляды школьников 11−13 лет на место, в котором они живут. Карта состоит из смонтированных вместе картографических зарисовок Северного поселка и всего Автозавода, сделанных ребятами весной 2024 года. Зарисовки создавались во время занятий, и каждый автор отметил самые значимые и наиболее посещаемые места. Метод коллажа позволил соединить эти «персональные пользовательские схемы» района между собой и получилось, что он состоит не только из зданий и улиц.
Школа №105

Куратор от школы:
Ирина Адушева

Участники:
Ангелина Бобыкина, Кирилл Ветютнев, Мила Гарник, Ксения Коробейникова, Анна Макеева, Наталия Матросова, Ольга Медведева, Милана Подлесная, Анастасия Сорокопуд, Любовь Субботина, Арина Хамова
Школа №171

Куратор от школы:
Алина Байдакова

Участники:
Кира Белякова, Софья Бессонова, Мария Иванова, Виктория Ильина, Дарина Карипис, Дарья Кудрявцева, Наталья Кузнецова, Маргарита Куликова, Любовь Лисаева, Ульяна Миронова, Таисия Нижмакова, Вера Подгайная, Богдана Трифонова, Виктория Хорьякова, Милана Янгляева